Обзор р-нов Санкт-Петербурга: Василеостровский р-н
Как достоинством, так и недостатком Василеостровского района является расположение.
Как достоинством, так и недостатком Василеостровского района является расположение. А расположен данный район на острове. Достоинство в том, что недалеко центр города и это обстоятельство добавляет престижности как проживанию здесь, так и ведению бизнеса. Основным же недостатком является достаточно слабая транспортная сеть, связывающая район с остальным городом.
Границы района образовались еще в 1917 году и сохранились до настоящего времени. В состав района входит Васильевский остров и остров Декабристов, ранее называющийся остров Голодай. С остальными районами города Василеостровский район связан посредством мостов. Дворцовый мост связывает с Центральным районом, Благовещенский – с Адмиралтейским, Биржевой и Тучковый мосты обеспечивают связь с Петроградским районом. Василеостровский район занимает площадь 19,8 квадратных километров, на которой проживает 193000 человек.
История и современность
Осваивать территорию острова начали уже тогда, когда Петр I приступил к закладке Петербурга. Первой, застройке подверглась восточная часть. Планировалось превратить территорию острова в район, напоминающий Венецию.
Для этого были вырыты каналы, соединяющие Большую Неву и реку Смоленку. Вдоль каналов производилась застройка. Но время показало, что данный проект реализовать не возможно, каналы были засыпаны и превращены в проезды, нынешние линии.
Основным типом застройки была деревянная и только в середине девятнадцатого века ситуация начала меняться. Район Гавани, остров Голодай сохраняли на своей территории большие пустыри, которые, к тому же, были заболочены. Начало двадцатого века было ознаменовано полной застройкой восточной части района и формированием в юго-западной части промышленной зоны. В пятидесятых годах двадцатого века была застроена территория Гавани, юго-западная часть. В 1960 году был разработан и начал претворяться в жизнь проект, в рамках которого планировалось создать морской фасад города. Под эгидой данного проекта начался намыв территории на северо-западе, с последующей застройкой жилыми кварталами.
Основой проекта стал Морской вокзал, а так же гостиница «Прибалтийская». События конца двадцатого века не позволили полностью завершить проект, но в 2006 году к нему вернулись опять. Возобновили намыв новых территорий и возведение пассажирского терминала. На вновь намытых территориях будет проведена как жилая, так и деловая застройка.
Инфраструктура, имеющая социальную направленность, находится на довольно высоком уровне. Обусловлено это практической отрезанностью Василеостровского района от остального города, что заставляет самообеспечивать себя всем необходимым. Количество образовательных и медицинских учреждений достаточно для предоставления социальных услуг населению. В районе расположено довольно много высших учебных заведений и исследовательских институтов. Это и Санкт-Петербургский государственный университет, и Горный институт им. Плеханова, и Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, и Санкт-Петербургский научный
центр РАН, и многие другие.
Юго-западная часть района и сейчас остается промышленной зоной, в которой расположены порядка сорока промышленных предприятий, из которых можно выделить такие, как Сталепрокатный завод, Балтийский завод, «Электроаппарат», «Севкабель».
Но проблемой проблем района остается транспортная доступность. Имеющиеся две станции метро – «Приморская» и «Василеостровская» - помогают приблизить район к остальному городу, но не могут решить остро стоящую проблему, перемещения в самом районе. Дорожное покрытие Васильевского острова постоянно ремонтируется. Из-за постоянных ремонтов автомобилисты теряют много времени в пробках, когда пытаются добраться до мостов, связывающих район с городом. И самое, что резервов для развития транспортной сети района, практически, нет.
Музей недвижимости
Васильевский остров можно назвать музеем градостроительства Петербурга. Здесь можно увидеть постройки всех исторических периодов в жизни города, а так же найти квартиру любого типа. В составе жилищного фонда выделяются четыре зоны: историческая часть, западная часть, микрорайон у Галерной гавани и район улицы Одоевского.
Историческую часть можно территориально ограничить следующим образом:
- восток – набережная Макарова и ансамбль Стрелки;
- запад – Смоленское кладбище до Малого проспекта, 18-я линия до Среднего проспекта, 24-я линия до акватории Невы;
- север – набережная Смоленки; юг – набережная Лейтенанта Шмидта.
Эта территория многократно подвергалась перестройкам. То, что сохранилось, представлено доходными домами, которые были построены во второй половине девятнадцатого века и начале двадцатого века. Эти постройки не подвергались капитальным ремонтам, перекрытия используются деревянные. Все это отражается в отрицательную сторону при определении их потребительских характеристик. Домов, в которых проведен капитальный ремонт, не много и, в основном, они располагаются на 2 линии.
Жилищный фонд, в основном, представлен коммунальными квартирами. Но при приближении к Стрелке Васильевского острова, процесс расселения коммуналок проходит активнее и цены на жилье выше. На территории расположенной восточнее восьмой линии, которая более всего привлекает инвесторов, проводится точечная реконструкция. Но в западном направлении цены падают.
Здесь жилые массивы, построенные в тридцатых годах двадцатого века, соседствуют с дореволюционными постройками, процент коммуналок, которые еще не расселены намного больше и довольно разнообразный социальный состав, проживающих в этом месте.
Историческая часть Василеостровского района определяется двумя доминантами – внутренней и внешней. К внутренней, можно отнести станцию метро «Василеостровская», объединенную с Андреевским рынком и пешеходной зоной. Внешняя доминанта объединяет набережную Невы и Стрелку.
В этой части Василеостровского района можно встретить и элитные квартиры, которые расположены недалеко от Стрелки, около Румянцевского сквера, на 6-7 линиях в пешеходной зоне. Это, так называемые, «фасадные» квартиры. Набережные Невы, расположенные в видовой части района, застроены нежилыми строениями, поэтому найти предложения элитных квартир, тем более, с наличием вида на воду, очень сложно.
Западная часть Васильевского острова начала осваиваться в 1960 году, так как был создан проект по созданию морского фасада города. Данный проект возобновлен в 2006 году и в связи с этим ожидается расширение территории острова. Стоимость жилья в западной части, превышает все ценовые предложения в городе.
Территория этой части с севера и запада ограничивается водами Финского залива и Малой Невы. Границей на юге выступает Ковш Галерной гавани и улица Нахимова. Восточной границей выступает Смоленское кладбище и проспект КИМа.
Основная масса жилищного фонда представлена строениями из улучшенной типовой панели, из кирпича, а так же экспериментальные дома. Немного присутствуют хрущевки. Но даже в них, квартиры стоят дороже общегородских предложений.
Западная часть состоит, в основном, из довольно молодого жилищного фонда, обладающего неплохими потребительскими характеристиками. Во времена СССР здесь были построены по индивидуальным проектам экспериментальные дома. При строительстве использовались новейшие технологии, доступные в то время. До недавнего времени, эти дома считались наиболее качественными в городе. Еще одним достоинством западной части является ее расположение. Из окон домов, построенных у Финского залива, открывается великолепный панорамный вид на него.
Западная часть Василеостровского района обладает развитой социально-бытовой сферой, включающей в себя и детские сады, и школы, и медицинские учреждения. К тому же, станция метро «Приморская» и развитие вокруг нее социальной инфраструктуры, дало толчок к тому, что данная часть района стала одной из престижных для проживания. В настоящее время, она успешно выдерживает конкуренцию с кварталами сталинской застройки на Московском проспекте. Поддержанию имиджа самой дорогой территории способствует продолжающаяся жилищная застройка.
Третья зона, микрорайон, находящийся у Гавани, с северной стороны ограничивается ул. Нахимова. Восточной границей являются улицы Беринга и Детская, а южной – Большой проспект. И, наконец, западная граница – это Наличная улица.
Жилищный фонд, в этой части района, включает все типы жилых домов, которые существуют в городе. Единственный тип жилья, которого здесь нет – это панельные дома. Основной недостаток этой территории – неважная транспортная доступность. К тому же, имеющиеся в районе станции метро, находятся на достаточном удалении от Галерной гавани. На этой территории нет доминирующих построек, хотя, с большой натяжкой, эту роль можно отдать выставочному комплексу Ленэкспо. Но даже со всеми недостатками, жилой комплекс пользуется спросом, несмотря на то, что является одной из самых дорогих территорий города. В основном, покупателей интересуют довольно не плохие квартиры в домах сталинской постройки. Еще одним привлекательным плюсом является благоустроенность территории. Здесь, довольно, мало автотранспорта и очень много зеленых насаждений.
Четвертая зона находится в районе улицы Одоевского. Практически вся жилая территория окружена промышленными зонами, что создает депрессивный климат. Все жилые дома неважного качества. Данная территория, не имеет ни каких перспектив для развития, а соседство с промзонами не дает возможности вести новое строительство.
Особенностью рынка недвижимости Василеостровского района является то, что покупку жилья, в большинстве случаев, совершают жители района. Небольшой процент покупок совершают иногородние. Покупателей из других районов, в первую очередь, отпугивает транспортная проблема. Другими причинами непривлекательности района является большое количество аварийных построек, нерасселенные коммуналки, изолированность новостроек.
Бизнес и торговля
Как деловая зона Василеостровский район развивается стабильно и по популярности занимает третье место, после таких районов, как Центральный и Петроградский.
Ежегодно в районе открываются новые бизнес-центры, реконструируются старые. Большие надежды для развития бизнеса возлагаются на новые намывные территории и строительство морского терминала.
В районе самое малое количество торгово-развлекательных комплексов по сравнению с остальными районами города. Такая ситуация обусловлена отсутствием свободных земельных участков, доступных для строительства. Так же отталкивает потенциальных владельцев торговых комплексов недостаточная заселенность района. И третья причина – все та же транспортная доступность.
Одним из мест в районе, где довольно много торговых помещений является пешеходная зона, расположенная на 6 и 7 линиях. Здесь обилие магазинов продающих одежду и обувь, ювелирные изделия, сотовые телефоны. Также не отстают салоны красоты и разноформатные заведения общественного питания. Гипермаркетов и крупных торговых центров в районе не больше десятка. На фоне нехватки продуктовых магазинов, наблюдается много магазинов строительной тематики. В исторической части большое количество разнообразных кафе и ресторанов. Но меньше всего на Васильевском острове развлекательных заведений.
У инвесторов остается надежда на проект «Морской фасад», который должен дать толчок к развитию всего района. Перспективный проект – это строительство Западного скоростного диаметра.
Диаметр пройдет по западной части острова и, в идеале, должен улучшить транспортную доступность и разгрузить транспортные потоки в центре Васильевского острова, уменьшить пробки. Однако Западный скоростной диаметр имеет свои минусы. Один из них, испорченный вид из окон, направленных в эту сторону, что может привести к снижению стоимости жилья.
Крупные проекты планируются на имеющихся и вновь намытых площадях. На этой территории запланировано строительство коммерческой и жилой недвижимости. Возможно, что на намытых землях будет возводиться элитное жилье. Все эти проекты, должны повысить инвестиционную привлекательность Василеостровского района.